Отметим, что экзамены – это стресс не только для самого сдающего, но и для окружающих его людей – родителей и других родственников.
Экзаменационный стресс
Экзаменационный стресс проявляется как на физиологическом (недосыпание, переутомление, излишнее волнение и т.д.), так и на психологическом уровнях:
- Информационный стресс — переработка и запоминание большого объёма литературы;
- Эмоциональный стресс — восприятие и переживание новой необычной ситуации, состояние угрозы собственной идентичности и представлений о себе, страх отрицательной оценки со стороны родителей, друзей, педагогов.
Стрессовое состояние может сопровождаться взволнованностью, испугом, которые:
- нарушают согласованность действий;
- затормаживают мышление;
- препятствуют сознательному управлению деятельностью;
- вызывают необдуманные действия.
А в довершение всех неприятностей, зачастую приводит к прямо противоположному результату: вместо успешной оценки — неудача.
Практика показывает: можно изменить своё отношение к экзаменам и быть хозяином ситуации. Ведь сигналы опасности говорят не об отсутствии готовности, а о недостатке подготовленности.
Рекомендации по подготовке к экзаменам
Есть несколько вариантов поведения при подготовке и сдаче экзаменов, которые позволят вашему ребёнку достичь желаемого результата и сохранить благополучный психологический климат в семье.
1. Режим дня
Не нужно лишать себя привычных занятий спортом, возможности посещать друзей и т.д. Аналогично, родителям школьника не стоит запрещать ему болтать по телефону или навещать бабушку — это будет для него расслаблением и разрядкой.
Заставлять, пожалуй, нужно выполнять лишь одно требование: вовремя ложиться спать.
Не забывайте о биологических особенностях организма — человек может быть «совой» или «жаворонком». У большинства людей уровень биологической активности снижен в период с 17 до 18 часов.
2. Тонизирующие средства
Можно принимать, например:
- препараты женьшеня;
- элеутерококка;
- янтарной кислоты;
- другие растительные средства.
Кофе — совсем чуть-чуть, утром, чтобы проснуться (для тех, кто привык так начинать день). У некоторых подростков кофе может спровоцировать усиление тревоги.
Важно: лекарственные средства могут быть рекомендованы только врачом, строго индивидуально. Большинство препаратов действуют накопительно, поэтому разовый приём не поможет.
3. Питание
Питание школьника должно быть трёх–четырёхразовым, калорийным и витаминизированным. Рекомендуется:
- мёд;
- грецкие орехи;
- молочные продукты;
- рыба, мясо;
- овощи и фрукты.
Особенно полезны:
- Бананы — «антистрессовый» фрукт, способствующий выведению гормона стресса (адреналина);
- изюм;
- гречневая крупа.
4. Сон и отдых
Нормальный сон и отдых — строго обязательны. Старайтесь мягко, но настоятельно объяснить ребёнку, как важно минимизировать использование гаджетов в период подготовки к экзаменам.
Многие подростки признаются, что не могут сами справиться с соблазном провести лишнее время в интернете, и соглашаются отдавать мобильные устройства родителям на определённое время.
Ошибки, которых необходимо избегать
1. Тактика запугивания
Родители часто говорят:
- «Будешь мало заниматься — не сдашь»;
- «Не будешь стараться — будут плохие результаты»;
- «Ты совсем не готов»;
- «Это так сложно»;
- «У тебя не будет будущего»;
- «Станешь неудачником»;
- «Будешь мало зарабатывать».
Такой метод не повышает мотивацию, а создаёт эмоциональные барьеры, которые школьник не в силах преодолеть самостоятельно. Это усиливает тревожность и чувство безысходности.
2. Угроза лишения любви
Ни в коем случае нельзя угрожать лишением родительской любви или дружбы. Это не мотивирует, а создаёт внутренние барьеры в то время, когда ребёнку нужно сосредоточиться на подготовке.
3. Акцент на неудачах
Не стоит фокусироваться на ошибках. Важно подчёркивать позитивные стороны и достижения. Ребёнок должен поверить в свои силы и знать, что у него всё получится.
Постоянное указание на неудачи формирует негативные установки: «У меня ничего не получится», «Я ничего не смогу» — и повышает тревожность.
4. Неправильная формулировка поддержки
Вместо: «Не бойся», «Не переживай» — лучше говорить:
- «Держись»;
- «Успокойся»;
- «Я верю в тебя».
Общие советы родителям
- Не завышайте планку требований к ребёнку.
- Подчёркивайте все его удачи и достижения.
- Не заостряйте внимание на возможном провале.
- Заряжайте ребёнка позитивным отношением к предстоящим испытаниям.
- Ни в коем случае не сравнивайте его с друзьями, братьями или сёстрами.
- Не драматизируйте событие экзаменационной сессии — это не вопрос «быть или не быть».
- Проявляйте интерес к другим сторонам жизни ребёнка, а не только к учёбе.
- В случае яркого проявления стресса — обращайтесь к врачу.
- Самое главное: дайте понять ребёнку, что он дорог и любим за свои личные качества — независимо от академических успехов или неудач.
Роль семьи во взрослении подростка
Семейная жизнь традиционно предполагает неравномерное распределение родительских обязанностей между отцом и матерью. Они дополняют друг друга, выполняя разные воспитательные функции.
Роль матери
- Развитие эмоциональной сферы ребёнка;
- Воспитание морально-нравственных качеств;
- Создание эмоционального климата в семье;
- Удовлетворение повседневных потребностей;
- Приучение к семейным традициям.
Роль отца
- Представляет ребёнку мир, мысли, законы, порядок и дисциплину;
- Является основным воспитателем дисциплины и независимости;
- Источник чувства безопасности;
- Незаменим при активном общении и наличии авторитета.
«Ловушки» отцовства (по Г.С. Абрамовой)
- Ловушка простой цели: «Кормлю, пою, одеваю — что ещё надо?»
- Ловушка нормальности: «Все как у людей» — отказ от уникальности своей семьи.
- Ловушка возраста: «Я ещё молодой, погулять хочется».
- Ловушка подарка: «Я ему всё покупаю» — вместо эмоционального участия.
- Ловушка социальной ценности пола: «Меня любая подберёт» — отказ от глубоких переживаний.
- Ловушка ревности к детям: нежелание признавать, что жена делит внимание с другими.
Последствия отсутствия отца в семье (по Л.А. Григорович и Т.Д. Марцинковой)
- Нарушение гармоничного развития интеллекта (страдают математические, пространственные, аналитические способности);
- Затруднённая половая идентификация у мальчиков и девочек;
- Трудности в общении с противоположным полом;
- Избыточная привязанность к матери (отсутствует фигура, способная «оторвать» ребёнка).
Рекомендации для неполных семей
- Обеспечьте эмоциональную поддержку. Дети нуждаются в любви и ласке — подарки не заменят общения и понимания.
- Поддерживайте доверительное общение. Откровенные беседы с матерью способствуют духовной близости, но важно соблюдать границы и не делать ребёнка «супругом по замене».
- Показывайте пример общения с другими взрослыми. В доме должны бывать гости. Это помогает подростку преодолеть эгоцентризм и понять, что жизнь матери — не только он.
- Обеспечьте влияние обоих полов. Поощряйте общение с надёжными мужчинами: дядями, друзьями семьи, педагогами. Это облегчает социальную адаптацию.
- Не исключайте бывшего супруга. Даже при разводе родителям стоит поддерживать хотя бы нейтральные отношения ради ребёнка.
Совместное родительство после развода
Психологи рекомендуют:
- Составить список всех разногласий по воспитанию;
- Чётко распределить зоны ответственности (например: отец — школа и дисциплина, мать — быт и карманные деньги);
- Чётко обозначить ребёнку: «Этот вопрос решает папа/мама».
Такой подход снижает конфликты между родителями и даёт ребёнку ясность.
Новый партнёр матери
Не стоит торопиться знакомить подростка с новым мужчиной. Лучше:
- Провести «семейный совет»;
- Учесть мнение ребёнка;
- Постепенно вводить нового человека в жизнь семьи.
Отношение подростка к отчиму во многом определяет его принятие новой семьи. Адаптация проходит легче, если:
- Отчим реже наказывает и чаще поощряет;
- Все взрослые придерживаются единой линии воспитания;
- Ребёнку не навязывают «любовь», а требуют лишь уважения и вежливости на первых порах.
Буллинг
Буллинг (от англ. bully — хулиган) — это систематическое насилие одного или нескольких человек над более слабым. Это травля, притеснение, издевательство.
Признаки буллинга
- Намеренность;
- Регулярность (происходит изо дня в день);
- Неравенство сил (жертва не может защититься).
Участники буллинга
- Агрессор (буллер) — инициатор насилия;
- Жертва — объект травли;
- Наблюдатели — как активные приспешники, так и пассивные свидетели.
Как распознать буллинг?
Обратите внимание на следующие признаки:
- Эмоциональная неуравновешенность (внезапные слёзы, вспышки гнева);
- Фразы: «Я никому не нужен», «Меня никто не понимает»;
- Проблемы со сном, аппетитом, головные боли, тошнота, диарея, депрессия;
- Нежелание идти в школу, избегание общения с одноклассниками;
- Следы драк, порванная одежда;
- Пропажа вещей и карманных денег;
- Плохое настроение после общения в соцсетях, страх включать компьютер.
Кибербуллинг
С развитием интернета буллинг переместился в онлайн-пространство. Агрессоры:
- Распространяют компрометирующую информацию;
- Выкладывают фото, сплетни, создают группы для травли;
- Используют личные данные жертвы (адрес, телефон);
- Действуют анонимно и привлекают широкую аудиторию.
Особая опасность кибербуллинга: информация в сети практически не удаляется, а аудитория — огромна.
Профилактика буллинга
- Классные часы на темы дружбы, толерантности, эмпатии;
- Личный пример родителей — учить сопереживанию;
- Обсуждение реальных ситуаций и последствий жестокости;
- Совместный просмотр фильмов на тему буллинга:
• «Чучело» (Ролан Быков)
• «Кэрри» (по Стивену Кингу)
• «Все умрут, а я останусь», «Школа» (Валерия Гай Германика)
• «Садист» (Ларри Кларк)
• «Мост в Терабитию» (по Кэтрин Патерсон)
После просмотра важно обсудить чувства героев и мнение ребёнка.
Противодействие буллингу
Если вы подозреваете буллинг:
- Установите доверительный контакт с ребёнком;
- Не отмахивайтесь от его проблем;
- Не вмешивайтесь при каждом конфликте — дети должны учиться решать бытовые споры сами;
- При подтверждении систематического буллинга — действуйте.
Что делать:
- Научите ребёнка не поддаваться на провокации — буллер «питается» страхом;
- Учите смотреть в глаза, игнорировать колкости;
- Повышайте самооценку — акцентируйте внимание на сильных сторонах;
- Запишите в секции или кружки для развития уверенности;
- Обратитесь к классному руководителю и школьному психологу;
- Если школа бездействует — пишите заявление в вышестоящие инстанции;
- При физическом насилии — обращайтесь в правоохранительные органы.